Программа предполагает дополнение основного курса психологического консультирования, рассчитанного на углубленное изучение актуальных видов практического психологического консультирования.
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана в целях обеспечения полноценной и разносторонней подготовки практических психологов в области психологического консультирования.
Категории обучающихся: к освоению программы допускаются лица, имеющие высшее психологическое образование.
Объем программы: 72 часа.
Форма обучения: очная.
Документ, выдаваемый после завершения обучения – Удостоверение о повышении квалификации.
1. Введение в психологическое консультирование
1.1. Роль и место консультанта в консультировании.
1.1.1. Требования к личности консультанта.
1.1.2. Модель эффективного консультанта.
1.1.3. Система ценностей консультанта.
1.1.4. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта.
1.2. Консультативный контакт.
1.2.1. Определение консультативного контакта.
1.2.2. Терапевтический климат. Физические компоненты терапевтического климата.
1.2.3. Эмоциональные компоненты терапевтического климата.
1.2.4. Навыки поддержания консультативного контакта.
1.2.5. Перенос и контрперенос в консультировании.
1.3. Процесс психологического консультирования.
1.3.1. Первая встреча с клиентом. Оценка проблем клиентов. Вербализация проблем клиентов.
1.3.2. Психологический диагноз в процессе консультирования. Психологический анамнез. Использование тестов в процессе консультирования.
1.3.3 Процедуры и техники психологического консультирования. Постановка вопросов. Ободрение и успокаивание. Отражение содержания: перефразирование и обобщение. Отражение чувств. Предоставление информации. Интерпретация. Конфронтация. Паузы молчания. Чувства консультанта и самораскрытие.
1.4. Построение отношений консультирования.
1.4.1. Структурирование консультационного пространства.
1.4.2. Структурирование времени консультирования.
1.4.3. Создание обоюдного доверия.
1.4.4. Навыки поддержания консультативного контакта.
2. Содержание работы в отношениях консультирования
2.1. Основные техники консультирования.
2.1.1. Ободрение и успокаивание как техники психологического консультирования.
2.1.2. Техники консультирования: перефразирование и обобщение.
2.1.3. Отражение чувств как техника психологического консультирования.
2.1.4. Паузы молчания как техника психологического консультирования.
2.1.5. Интерпретация как техника психологического консультирования.
2.1.6. Конфронтация как техника психологического консультирования.
2.2. Отработка навыка применения техник в консультировании.
2.2.1. Отработка навыка ободрения и успокаивания как техник психологического консультирования.
2.2.2. Отработка навыка перефразирования и обобщения как техник психологического консультирования.
2.2.3. Отработка навыка отражения чувств как техники психологического консультирования.
2.2.4 Отработка навыка паузы молчания как техники психологического консультирования.
2.2.5. Отработка навыка интерпретации как техники психологического консультирования.
2.2.6. Отработка навыка конфронтации как техники психологического консультирования.
3. Специальные проблемы в психологическом консультировании
3.1. Психологическое консультирование проблем межличностного общения.
3.1.1. Основные проблемы в межличностных отношениях людей, причины их возникновения.
3.1.2. Проблемы личных взаимоотношений клиента с людьми.
3.1.3. Отсутствие взаимных симпатий в личных человеческих отношениях.
3.1.4. Наличие антипатий в общении клиента с людьми.
3.1.5. Неспособность клиента быть самим собой.
3.1.6. Невозможность эффективного делового взаимодействия клиента с людьми.
3.1.7. Неспособность клиента быть лидером.
3.1.8. Неспособность клиента подчиняться другим.
3.1.9. Неумение клиента предупреждать и разрешать межличностные конфликты.
3.2. Психологическое консультирование проблем в рамках эмоций, возникающих в общении с другими людьми.
3.2.1. Как устроена обида?
3.2.2. Вина, работа с виной.
3.2.3. Стыд, работа со стыдом.
3.2.4 Зависть и тщеславие, гордость.
3.2.5. Страх.
3.2.6. Эмоции за других.
3.3. Психологическое консультирование проблем коммуникативного и социально-перцептивного характера.
3.3.1. Отсутствие интереса к людям.
3.3.2. Неумение привлекать к себе внимание, оказывать положительное впечатление на людей.
3.3.3. Неумение высказывать комплименты и правильно реагировать на них.
3.4. Психологическое консультирование проблем связанных с самочувствием и состоянием здоровья.
3.4.1. Психогенные заболевания.
3.4.2. Изменчивость настроения клиента.
3.4.3. Депрессивные состояния.
3.4.4. Снижение работоспособности.
3.4.5. Бессонница.
3.4.6. Эмоциональные расстройства (аффекты, стрессы).
3.5. Психологическое консультирование в рамках семейных проблем.
3.5.1. Основные вопросы семейного консультирования.
3.5.2. Взаимоотношения с будущим супругом.
3.5.3. Взаимоотношения между супругами в сложившейся семье.
3.5.4. Взаимоотношения супругов с их родителями.
3.6. Психологическое консультирование по вопросам детско-родительских отношений.
3.6.1. Взаимоотношения родителей с детьми-дошкольниками.
3.6.2. Психолого-педагогическое консультирование родителей младших школьников.
3.6.3. Решение психолого-педагогических проблем подросткового возраста.
3.6.4. Консультирование родителей юношей и девушек.
3.7. Психологическое консультирование по проблемам делового общения.
3.7.1. Руководство личными отношениями людей.
3.7.2. Руководство деловыми отношениями людей.
3.7.3. Принятие и реализация решений по персональным делам.
3.7.4. Принятие и реализация решений по рабочим делам.
3.7.5. Неумение обращаться к людям с просьбами и правильно реагировать на просьбы.
3.7.6. Неумение убеждать людей.
3.8. Психологическое консультирование проблем связанных с личными жизненными неудачами.
3.8.1. Неудачи личного характера.
3.8.2. Неудачи в развитии потребностей и интересов.
3.8.3. Неудачи в изменении эмоций и чувств.
3.8.4. Неудачи в коррекции недостатков темперамента и характера.
3.8.5. Неудачи в избавлении от комплексов.
3.8.6. Неудачи в установлении хороших личных взаимоотношений с людьми.
4. Результативность психологического консультирования
4.1. Завершение отношений консультирования.
4.1.1. Функции завершения отношений консультирования.
4.1.2. Проблемы, связанные с завершением отношений консультирования.
4.1.3. Сопротивление процессу завершения отношений в консультировании.
4.1.4. Постконсультационное сопровождение клиента.
4.2. Оценка результатов психологического консультирования.
4.2.1. Что такое результативность психологического консультирования
4.2.2. Как оценивать результаты психологического консультирования.
4.2.3. Причины недостаточной результативности психологического консультирования.